Расшифровка аббревиатур, маркировок, определений, обозначений КАМАЗ

Грузовые автомобили КАМАЗ | ПРОДАЖА • РЕМОНТ • ДОРАБОТКИ • З/Ч и КУЗОВА

8 (800) 222-81-16
Бесплатный звонок по России
+7 (8552) 78-33-99
e-mail: info@esk-auto.ru
Время чтения: 10 - 19 минут
4.9047619047619 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.90 (21 Голоса(ов))

Представляем расшифровку всех определений и аббревиатур, также здесь вы найдете описание всех обозначений и маркировок на тему грузовых автомобилей КАМАЗ. Мы постарались наиболее полно собрать информацию из всех доступных нам источников, включая руководства по эксплуатации заводов-изготовителей и производителей спецтехники, сервисные книжки, методические материалы выпущенные заводом КАМАЗ и прочую техническую документацию.

Информация своевременно пополняется и дополняется, поэтому чтобы вы всегда могли обратиться к этому справочнику – добавьте его в закладки с помощью клавиш CTRL+D, и этот материал всегда будет в вашем браузере.

Задать вопрос или оставить комментарий вы можете под этой статьей.

Расшифровка аббревиатур и сокращений

КАМАЗ – Камский автомобильный завод

2ТО – Второе техническое обслуживание

ЗТО – Третье техническое обслуживание

4ТО – Четвёртое техническое обслуживание

5ТО – Пятое техническое обслуживание

7ТО – Седьмое техническое обслуживание

АБС (ABS) – Антиблокировочная система

Авт. – Автомобиль

АКБ – Аккумуляторная батарея

АКП – Автоматическая коробка передач

АРОК – Агрегат ремонта и обслуживания качалок

АСРДВШ – Автоматизированная система регулирования давления воздуха в шинах

Г/п – Грузоподъёмность

ГУР – Гидроусилитель руля

ГЦС – Главный цилиндр сцепления

дв. – Двигатель

ДЗК – Держатель запасного колеса

ДОПОГ – Дорожная перевозка опасных грузов

ЕТО – Ежедневное техническое обслуживание

Зад. пневм. – Задняя пневматическая подвеска

ЗИП – Запасные инструменты и принадлежности

КМУ – Крано-манипуляторная установка

КОМ – Коробка отбора мощности

КПП – Коробка переменных передач

КП – Коробка передач

КП ZF – Коробка передач фирмы "ZF"

Кр-Пет – Тягово-сцепное устройство типа "крюк-петля"

КУТП – Кран управления тормозами прицепа

МКБ – Межколёсная блокировка

МКД – Межколёсный дифференциал

МОБ – Межосевая блокировка

МОД – Межосевой дифференциал

Мод. – Модель

НТО – Еженедельное техническое обслуживание

ОГ – Отработавшие газы

Отоп. каб. – Отопитель кабины

П/о главной передачи – Передаточное отношение главной передачи

ПГУ – Пневмогидроусилитель

ПЖД – Подогреватель жидкостный дизельный

РК – Раздаточная коробка

РУ – Рулевое управление

СВОГ – Система вывода отработавших газов

СНОГ – Система нейтрализации отработавших газов

ССУ – Седельно-сцепное устройство

СТО – Сезонное техническое обслуживание, выполняемое один раз В год осенью

Тахограф с блоком СКЗИ – Тахограф с блоком средств криптографической защиты информации

ТБ – Топливный бак

ТНВД – Топливный насос высокого давления

Топл. ап. – Топливная аппаратура

ТО-2500 – Разовое техническое обслуживание, проводимое в интервале пробега 1000-5000 км

ТОНВ – Теплообменник охладителя наддувочного воздуха

ТС – Транспортное средство

ТСУ – Тягово-сцепное устройство

УВЭОС – Устройство вызова экстренных оперативных служб

ФГОТ – Фильтр грубой очистки топлива

Шк-Пет – Тягово-сцепное устройство типа "шкворень-петля"

ЭБУ – Электронный блок управления

Электронасос МОК – Электронасос механизма опрокидывания кабины

ЭСУД – Электронная система управления двигателем

ЭФУ – Электрофакельное устройство

Расшифровка ВИН/VIN кода КАМАЗ

VIN код автомобиля – аббревиатура английского выражения Vehicle Identification Number (идентификационный номер автомобиля).

VIN код автомобиля КАМАЗ наносится на правый лонжерон рамы в переднюю или заднюю часть, в зависимости от модели автомобиля.

Пример: XTC 652095 L 2536111

  • XTC – WPMI код (мировой код изготовителя)
  • 652095 – индекс (модель) рамы/шасси
  • L – код года изготовления/выпуска
  • 2536111 – порядковый номер рамы
Год Код года
2001 1
2002 2
2003 3
2004 4
2005 5
2006 6
2007 7
2008 8
2009 9
2010 A
Год Код года
2011 B
2012 C
2013 D
2014 E
2015 F
2016 G
2017 H
2018 J
2019 K
2020 L
Год Код года
2021 M
2022 N
2023 P
2024 R
2025 S
2026 T
2027 V
2028 W
2029 X
2030 Y

Маркировка моделей КАМАЗ

Маркировка автомобиля

Табличка изготовителя устанавливается в проёме правой двери.

Маркировка автомобиля КАМАЗ
Пример таблички изготовителя автомобиля КАМАЗ

Табличка содержит:

  • Наименование предприятия-изготовителя;
  • Идентификационный номер, включающий:
    • ХТС — код изготовителя;
    • (a) — условный код модели автомобиля, состоящий из шести знаков;
    • (b) — код года выпуска, из одного знака;
    • (c) — порядковый производственный номер автомобиля, из семи знаков;
  • EAC — единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза;
  • (e) — номер "одобрения типа транспортного средства";
  • Значение масс — технически допустимые максимальные массы и разрешённые максимальные массы (на автомобиле-шасси не указываются).
    Если технически допустимая максимальная масса превышает соответствующую разрешенную максимальную массу, то значения масс указываются в двух столбцах.
  • Технически допустимые максимальные массы:
    • m* — технически допустимая максимальная масса транспортного средства;
    • m1* — технически допустимая максимальная масса автопоезда (для тягачей);
    • P1* — технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на переднюю ось;
    • P2* — технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на вторую ось;
    • P3* — технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на третью ось;
    • P4* — технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на четвертую ось;
  • Разрешённые максимальные массы:
    • m — разрешённая максимальная масса транспортного средства;
    • m1 — разрешённая максимальная масса автопоезда (для тягачей);
    • P1 — разрешённая максимальная масса, приходящаяся на переднюю ось;
    • P2 — разрешённая максимальная масса, приходящаяся на вторую ось;
    • P3 — разрешённая максимальная масса, приходящаяся на третью ось;
    • P4 — разрешённая максимальная масса, приходящаяся на четвертую ось;

Маркировка двигателей КАМАЗ 740

Табличка двигателя

Двигатель КАМАЗ имеет свою информационную табличку, которая устанавливается на специально обработанной площадке с правой стороны сверху в передней части двигателя.

Табличка двигателя КАМАЗ
Пример информационной табличка двигателя

Табличка содержит:

  • Товарный знак изготовителя;
  • Модель двигателя;
  • Знак обращения на рынке.

Маркировка двигателя

Маркировка наноситься в две строки ударным способом на блок цилиндров с левой стороны сбоку между стяжными болтами первой и второй коренных опор двигателя:

Маркировка двигателя КАМАЗ
Пример маркировки двигателя КАМАЗ

Маркировка двигателей Daimler

Заводская табличка двигателя

Табличка двигателя находится на левой стороне двигателя под кнопкой внешнего пуска или внешнего выключения двигателя. Данные заводской таблички двигателя выбиты на блок-картере двигателя.

Расположение заводской таблички двигателя Daimler
Расположение заводской таблички

Маркировка двигателя

Заводская табличка двигателя в виде номеров, выбитых непосредственно на блоке-картере двигателя, содержит следующие данные:

Пример маркировки двигателя Daimler
Пример маркировки двигателя
  1. Наименование изготовителя
  2. Обозначение типа двигателя
  3. Номер двигателя

Расшифровка цифр марок и моделей КАМАЗ

Пример обозначения комплектации КАМАЗ
Пример обозначения комплектации КАМАЗ
  • 1 — класс по полной массе
    • 4 — 8-14 тонн
    • 5 — 14-20 тонн
    • 6 — 20-40 тонн
  • 2 — базовый тип транспортного средства
    • 3 — бортовой автомобиль
    • 4 — седельный тягач
    • 5 — самосвал
  • 3 — номер модели
  • 4 — номер модификации
    • 1 — шасси с до рестайлинговой кабины
    • 3 — шасси с рестайлинговой кабиной
    • 5 — автомобиль бортовой с КМУ
    • 6 — автомобиль с рестайлинговой кабиной
  • 5 — исполнение автомобиля
    • 0 — исполнение для умеренного климата
    • 1 — северное исполнение
    • 3 — исполнение для министерства обороны
    • 6 — правый руль
    • 7 — исполнение для тропического климата
    • 8 — исполнение с газовым двигателем
    • 9 — специальное шасси
  • 6 — порядковый номер комплектации
  • 7 — обозначение модели двигателя
КАМАЗ CUMMINS DAIMLER
  • 06 — 740.50-360, 265 кВт/360 л.с., дизельный, ЕВРО-2
  • 07 — 740.51-320, 235 кВт/320 л.с., дизельный, ЕВРО-2
  • 10 — 740.30-260, 191 кВт/260 л.с., дизельный, ЕВРО-2
  • 15 — 740.31-240, 176 кВт/240 л.с., дизельный, ЕВРО-2
  • 22 — 740.37-400, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-2
  • 24 — 740.55-300, 221 кВт/300 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 60 — 740.60-360, 265 кВт/360 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 61 — 740.61-320, 235 кВт/320 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 62 — 740.62-280, 206 кВт/280 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 63 — 740.63-400, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 30 — 820.60-260, 191 кВт/260 л.с., газовый, ЕВРО-4
  • 34 — 820.74-300, 221 кВт/300 л.с., газовый, ЕВРО-4
  • 40 — 740.602-360, 265 кВт/360 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 41 — 740.612-320, 235 кВт/320 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 42 — 740.622-280, 206 кВт/280 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 43 — 740.632-400, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 44 — 740.642-420, 309 кВт/420 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 45 — 740.652-260, 191 кВт/260 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 46 — 740.662-300, 221 кВт/300 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 73 — 740.73-400, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 74 — 740.74-420, 309 кВт/420 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 37 — 820.92-300, 221 кВт/300 л.с., газовый, ЕВРО-5
  • 38 — 820.93-320, 235 кВт/320 л.с., газовый, ЕВРО-5
  • 50 — 740.705-300, 221 кВт/300 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 51 — 740.715-320, 235 кВт/320 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 52 — 740.725-360, 265 кВт/360 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 53 — 740.735-400, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 76 (RR) — ISL 360 50, 258 кВт/351 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 77 (E3) — ISXe535 30, 393 кВт/542 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 78 (N3) — 6ISBe 300, 223 кВт/299 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 79 (C3) — 6ISBe 245, 180 кВт/245 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 80 (RS) — ISL 340 50, 245 кВт/333 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 96 (A3) — 6ISBe 210, 155 кВт/210 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 97 (D3) — 6ISBe 285, 210 кВт/285 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 99 (H3) — 4ISBe 185, 136 кВт/185 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 14 (S4) — ISB 6.7 275, 205 кВт/275 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 19 (L4) — ISB 6.7 300, 219 кВт/300 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 23 (A4) — 6ISB 6.7e4 300, 221 кВт/298 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 25 (C4) — ISB4.5e4 185, 132 кВт/180 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 26 (D4) — ISB 6.7 250, 186 кВт/250 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 28 (R4) — 6ISB 6.7e4 245, 180 кВт/245 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 29 (K4) — ISLe400 40, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 48 (A5) — ISB6.7E5 300, 215 кВт/292 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 49 (B5) — ISL8.9E5 400, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 56 (5H) — ISB6.7E5 310, дизельный, ЕВРО-5
  • 66 (D5) — ISB6.7E5 285, 204 кВт/278 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 69 (G5) — ISB6.7E5 250, 178 кВт/242 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • K5 — ISG12 410, дизельный, ЕВРО-5
  • J5 — ISG12 440, дизельный, ЕВРО-5
  • 68 (Т5) — OM 457 LA.V/4, 315кВт/428 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 87 (S5) — OM 457 LA.V/3, 295кВт/401 л.с., дизельный, ЕВРО-5

Определения и термины

Общие понятия

Базовая модель автомобиля – модель автомобиля, на основе которой выпускаются её модификации.

Модификация – модель автомобиля, отличающаяся от базовой некоторыми показателями (конструктивными и/или эксплуатационными), удовлетворяющими определённым требованиям и условиям эксплуатации.

Колёсная формула – цифровой индекс, выражающий общее число колёс автомобиля и число ведущих колёс.

Ошиновка (односкатная или двускатная) – количество колёс (скатов) на оси автомобиля с одной стороны.

Экологический класс – европейский стандарт, который устанавливает требования по ограничению на уровень содержания вредных веществ выхлопных газов автомобилей.

Число сидящих и спальных мест – количество сидящих мест в кабине и мест, предназначенных для сна водителя и пассажира.

Объем топливного бака – показатель, характеризующий вместимость топливного бака автомобиля (в литрах).

ABS (АБС) (Anti-lock braking system) – антиблокировочная система, предотвращает блокировку колёс транспортного средства при торможении.

ASR (Automatic Slip Regulation, Acceleration Slip Regulation, Anti-Slip Regulation) – антипробуксовочная система, предназначена для предотвращения пробуксировки ведущих колёс.

EBS (Electronic Braking System) – электронная система торможения.

ESC (Electronic Stability Control) или ESP (Electronic Stability Program) – является дополнением к системе EBS и предназначена для повышения устойчивости ТС при таких манёврах, как прохождение поворотов и перестроение (опрокидывание, раскачивания, отклонение от прямого пути и складывание автопоезда из-за высокого центре тяжести и большой массы). В системе объединены функции курсовой устойчивости и защиты от опрокидывания (RSC – Roll Stability Control).

ЕCAS – система управления пневматической подвеской. Обеспечивает удобную погрузку-разгрузку, мягкость передвижения по неровной дороге и регулирует величину дорожного просвета.

AdBlue - жидкость для системы нейтрализации выхлопных газов.

Common Rail – система питания топливом. Система управления двигателя с топливной системой Common Rail определяет состояние двигателя (частоту вращения, положения дроссельной заслонки (педали акселератора), температуру охлаждающей жидкости и т.д.) по сигналам датчиков и вычисляет количество цикловой подачи, угол опережения впрыска, давление топлива посредством микрокомпьютера системы управления.

EGR – система рециркуляции отработавших газов.

Механизмы, агрегаты, устройства и части автомобилей КАМАЗ

Двигатель – это совокупность механизмов и систем, преобразующих энергию сгорающего в цилиндрах топлива в механическую энергию.

Кабина – это часть транспортного средства, предназначенные для размещения водителя и созданием условий для жизнедеятельности работы.

К таким условиям относят:

  • Хороший обзор;
  • Удобное расположение органов управления;
  • Комфорт (отсутствие или допустимый уровень вибрации и шума, нормальную температуру и частоту воздуха);
  • Безопасность.

Кабина автомобиля КАМАЗ – бескапотная, цельнометаллическая, каркасного типа, расположенная над двигателем, откидывается вперёд, трёхместная или двухместная, с одним или двумя спальными местами, в зависимости от модели и комплектации автомобилей. В конструкции автомобилей предусмотрено наличие гидравлического подъёмника кабины (в некоторых комплектациях имеется электрический привод).

Кузов (платформа) – это часть автомобиля, предназначеная для размещения багажа и защиты их от внешних воздействий.

Самосвальная платформа – это цельнометаллический, сварной, саморазгружаемый, оборудованный защитным козырьком кузов. Может обогреваться отработавшими газами для предотвращения примерзания и налипания груза. Применяются для перевозки навалочных сыпучих или кусковых грузов.

Бортовая платформа – это кузов состоящий из основания, бортов и каркаса с тентом. Задние и боковые борта откидные, передний борт жёстко закреплён к основанию платформы. У бортовой платформы четыре или шесть боковых бортов, то есть бортовая платформа состоит из двух или трёх отсеков. Бортовая платформа предназначена для перевозки тарных, штучных грузов и является универсальной платформой. В зависимости от необходимости защиты груза от окружающей среды оборудуется тентом.

Шасси – это совокупность механизмов, агрегатов и систем, обеспечивающих движение и управление автомобилем. Таким образом, шасси автомобиля КАМАЗ включает в себя трансмиссию, рулевое управление, ходовую часть, тормозную систему.

Трансмиссия – это часть транспортного средства, отвечающая за передачу мощности и крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам. У грузовых автомобилей КАМАЗ к трансмиссии относят: сцепление, коробку передач, карданную передачу, главную передачу, дифференциал, полуоси, раздаточную коробку (для полноприводных автомобилей).

Сцепление – это механизм, служащий для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии, последующего их плавного соединения, что необходимо для включения передачи при трогании с места и переключении передач при движении автомобиля.

Карданная передачи – это шарнирное соединение расположенных под разными углами друг к другу деталями автомобилей, взаимное положение которых может быть постоянным или меняться при движении автомобиля. Состоит из карданного вала, к концу которого приварена неподвижная вилка шарниры, к другому – шлицевая втулка, соединённая со скользящей вилкой шарнира.

Коробка передач – это механизм трансмиссии, изменяющий при движении автомобиля соотношения между скоростями вращения коленчатого вала двигателя и ведущих колёс. Коробка передач служит для изменения крутящего момента на ведущих колёсах автомобиля, длительного разъединение двигателя и трансмиссии и движения задним ходом.

Коробка отбора мощности (ком) – механическая коробка передач, предназначенная для привода агрегатов специального оборудования/надстройки, устанавливаемого на шасси автомобилей. Характеристики коробки отбора мощности зависят от назначения того оборудования, которое она приводит в действие.

Раздаточная коробка передач – дополнительная коробка передач, распределяющая крутящий момент двигателя между ведущими мостами автомобиля.

Главная передача – шестеренчатый механизм, повышающий передаточное число трансмиссия автомобиля. Главная передача предназначена для постоянного увеличения крутящего момента двигателя, подводимого к ведущим колёсам, и уменьшения скорости их вращения до необходимых значений.

Дифференциал – механизм трансмиссии, распределяющий крутящий момент двигателя между ведущими колёсами и ведущими мостами автомобиля. Дифференциал служит для обеспечения ведущим колёсам разной скорости вращения при движении автомобиля по неровным дорогам и на поворотах.

Полуось – вал трансмиссии, соединяющий дифференциал с колесом ведущего моста автомобиля. Полуоси служат для передачи крутящего момента двигателя от дифференциала к ведущим колёсам.

Ходовая часть автомобиля – система механизмов и деталей, предназначенных для перемещения автомобиля по дороге, связывает колеса с кузовом, гасит его колебания, воспринимают и передают силы, действующие на автомобиль. Ходовая часть включает в себя: раму, мосты, подвеску, колёса.

Рама – штампованная, клёпаная, состоящая из двух лонжеронов швеллерного сечения, соединённых поперечинами металлическая конструкция. К передним концам лонжеронов болтами прикреплена балка буксирной поперечины. Служит для установки крепления кабины, кузова, всех систем, агрегатов и механизмов автомобиля.

Мост автомобиля – агрегат, связывающий между собой правое и левое колесо оси, воспринимающий силы, действующие на них со стороны дороги, и через подвеску передающий их на несущую конструкцию.

Подвеска – совокупность устройств, осуществляющих упругую связь колёс с несущей системой автомобиля. Подвеска служит для обеспечения плавности хода автомобиля и повышения безопасности его движения.

Тормозная система – совокупность механизмов, которые уменьшают скорость движения автомобиля, останавливают и удерживают его на месте, обеспечивая безопасность при движении и на остановках.

Тормозная система автомобиля КАМАЗ имеет несколько разновидностей в зависимости от назначения:

  • Рабочая – предназначена для снижения скорости движения автомобиля вплоть до полной остановки;

  • Стояночное – служит для удержания на месте неподвижного автомобиля на наклонной поверхности;

  • Запасная – является резервный и предназначена для остановки автомобиля при выходе из строя рабочей тормозной системы;

  • Вспомогательная – предназначена для длительного поддержания постоянной скорости, в основном на затяжных спусках.

Ретардер (интардер) – устройство, предназначенное для снижения скорости транспортного средства без задействования основной тормозной системы. Использование ретардера необходимо для эксплуатации транспортных средств (преимущественно грузовых автомобилей и автобусов, а также автопоездов) в горных условиях на длительных спусках.

Тахограф – техническое устройство предназначенное для непрерывной автоматической регистрации режима движения транспортного средства, его скорости, пройденного расстояния, а также для фиксации периодов труда и отдыха водителей.

Круиз-контроль – устройство, поддерживающее постоянную скорость автомобиля, автоматически прибавляя её при снижении скорости движения и уменьшает скорость при её увеличении без участия водителя.

Весовые параметры и нагрузка

Снаряжённая масса автомобиля – масса автомобиля полностью заправленного топливом, с максимальными уровнями всех технических жидкостей, запасным колесом, инструментом, аптечкой, огнетушителем, противооткатными устройствами, знаком аварийной остановки + масса водителя (75 кг).

Грузоподъёмность автомобиля – масса груза или допустимая масса надстройки с грузом, на перевозку которого рассчитано данное ТС.

Полная (максимальная) масса автомобиля – масса снаряжённого автомобиля с максимально допустимым количеством груза, водителем и пассажирами.

Технически допустимая полная (максимальная) масса – установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.

Допустимая масса прицепа, полуприцеп – максимальная масса прицепа/полуприцепа, который может буксировать автомобиль.

Полная (максимальная) масса автопоезда – сумма снаряжённой масса автомобиля и допустимой массы прицепа/полуприцепа.

Технически допустимая полная (максимальная) масса автопоезда – установленная изготовителем максимальная суммарная масса тягача и буксируемого им прицепа или полуприцепа.

Нагрузка на ось – нагрузка от массы автомобиля, передаваемая на дорожную поверхность колёсами одной оси.

Нагрузка на ССУ – максимальная масса, приходящаяся на ССУ автомобиля-тягача.

Технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на ось (группу осей) – масса, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью (группой осей) на опорную поверхность, обусловленная конструкцией оси (группы осей) и транспортного средства, установленная его изготовителем.

Технически допустимая максимальная нагрузка на тягово-сцепное устройство – величина, соответствующая максимально допустимый статической вертикальной нагрузке на сцепное устройство (без учёта нагрузки от массы сцепного устройство транспортного средства категорий М и N), обусловленная конструкцией транспортного средства и (или) сцепного устройства, установленная изготовителем транспортного средства.

Технически допустимая максимальная нагрузка на опорно-сцепное устройство – величина, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой полуприцепом на тягач через опорно-сцепное устройство, установленная изготовителем тягача для тягача, а изготовителем полуприцепа – для полуприцепа.

Габаритные размеры

Габариты автомобиля – максимальная длина, ширина и высота автомобиля.

Внутренние размеры кабины – внутренняя длина, ширина и высота кабины.

Колёсная база – расстояние между наиболее удалёнными осями автомобиля.

Объем кузова/платформы – показатель, характеризующий вместимость кузова/платформы автомобиля (в куб.м.).

Погрузочная высота – расстояние от поверхности дороги до пола платформы грузового автомобиля (для самосвала – до верхней кромки бокового борта).

Высота ССУ – расстояние от проезжей части до плоскости седельно-сцепного устройства тягача, расположенного в горизонтальном положении в сцепленном состоянии с порожним полуприцепом.

Дорожный просвет (клиренс) – расстояние от опорной плоскости, на которой находится автомобиль до самой нижней его точки, не считая колёс.

Дорожный просвет под одной осью – расстояние между верхней точкой дуги окружности, проходящей через центры пятен контактов шин одной оси (в случае сдвоенных шин – шин внутренних колёс оси) и касающейся самой нижней точке транспортного средства, жёстко зафиксированной между колёсами, и опорной плоскостью.

Межосевой дорожный просвет – кратчайшее расстояние между опорной плоскостью и самой нижней точкой транспортного средства, находящейся на его жёстком элементе. Многоосные тележки рассматривают как одну ось.

Внешний радиус поворота – радиус поворота автомобиля по оси следа внешнего (относительно центра поворота) переднего колеса.

Тягово-скоростные и мощностные показатели

Максимальная скорость – наибольшая скорость, достигаемая автомобилем на высшей передаче при полной подаче топлива на измерительном участке ровной дороги.

Мощность брутто – измеряется на двигателе, установленном на стенде без подключения каких-либо вспомогательных систем и оборудования (на 10-20 % выше мощности нетто).

Мощность нетто – измеряется на двигателе, укомплектованном всеми предусмотренными конструкцией вспомогательными системами и агрегатами такими как генератор, насос гидроусилителя, выхлопная и впускная система и т.д.

Угол преодолеваемого подъема – угол между поверхностью дороги и горизонтальной плоскостью, соответствующий наибольшему подъему.

Угол переднего и заднего свеса – углы, образованные опорной поверхностью дороги и плоскостью, касательной передним или задним колёсам и к выступающим низшим точкам передней или задней части автомобиля.

Радиусы продольной и поперечной проходимости – радиусы окружности, касательные к колёсам и к низшей точки автомобиля, расположенной внутри базы.

Типоразмер шин – уникальное сочетание ширины, высоты и диаметра шины.

Крутящий момент двигателя – сила вращения, которая передаётся от двигателя на маховик, измеряется Н•м.

Передаточное отношение главной передачи – отношение параметра (числа зубьев шестерни) ведомого звена механизм к ведущему.

Контрольный расход топлива – параметр проверки технического состояния автомобиля, который определяется для ТС полной массы на горизонтальном участке дороги с твёрдым покрытием при устоявшемся движении с указанной скоростью.

Качественные параметры автомобиля, связанные с движением

Тормозные свойства – способность замедлять скорость движения и быстро останавливаться, иметь безопасную скорость при движении под уклон, а также удерживать автомобиль на уклоне во время стоянки. Характеризуется длиной тормозного пути, временем замедление.

Топливная экономичность – определяет расход топлива и смазочных материалов при выполнении автомобилем транспортных работ.

Активная и пассивная безопасность – свойство автомобиля предотвращать вероятность возникновения ДТП, и снижать тяжести их последствий.

Манёвренность – способность поворачивать на минимальной площади и вписываться в дорожные габариты без попеременного использования заднего и переднего ходов.

Проходимость – способность автомобиля двигаться в тяжёлых дорожных условиях, в том числе по грунтам с повышенным сопротивлением движению и преодолевать препятствия без вспомогательных средств.

Плавность хода – способность уменьшать воздействие от механических колебаний при движении по неровностям дороге на водителя, пассажиров, груз и агрегаты автомобиля.

Экологичность – способность автомобиля соответствовать экологическим требованиям и стандартам, оказывать минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Качественные параметры автомобиля, не связанные с движением

Универсальность – приспособленность для перевозки различных грузов, затратами на подготовку для перевозки особых грузов, климатические ограничения по использованию, приспособленность к разным дорожным условиям, требования к уровню оснащённости станции обслуживания и ремонта, требования к квалификации управляющего машиной и обслуживающего персонала.

Надёжность – способность сохранять во времени значения параметров и выполнять требуемые функции.

Ремонтопригодность - способность минимальными затратами и максимальной доступностью выполнять ремонтные работы автомобиля.

Удобство погрузки-разгрузки – представляет собой свойство автомобиля обеспечивать выполнение этих работ с наименьшими затратами времени и труда.

Эргономичность – способность пользоваться и управлять автомобилем в комфортной среде.

Дизайн – отражает внешнее совершенство автомобиля, основанное на принципах сочетания удобств, экономичности и красоты.

Автоматизированность – способность применять аппаратные и программные средства для управления, контроля и диагностики автомобиля.

Евдокимов А.Р.
Автор: Евдокимов А.Р. Email: ear@esk-auto.ru
Генеральный директор компании "ЕВРОСПЕЦКАМ"
наверх